?

Log in

14. Международный фестиваль "Театральные конфронтации" (Люблин, Польша) - Diaries

Oct. 6th, 2009

02:22 am - 14. Международный фестиваль "Театральные конфронтации" (Люблин, Польша)

Previous Entry Share Next Entry

"Орестея" Софокла - Театр "Ильхом" (Узбекистан). Реж. М.Вайль.
это вопрос, как делать древние трагедии современными. что касается данного спектакля, то дело тут не в телекамерах и музыке, хотя они играют очень большую роль в выстраивании этого бешеного ритма, в котором спектакль пролетает весь свой немаленький хронометраж. хотя три часа это не очень много. но за это время будто бы действительно пролетает несколько жизней, сменяется несколько поколений. но все-таки для трагедии нужны трагические исполнители. и они в Ильхоме есть. но как ни странно, самыми пронзительными были женские образы. не только Клитемнестры, которая имхо даже не пыталась притвориться в любви к Эгисту, а вся как в забытии пребывает. Афина в конце выглядит могущественнее Аполона (хотя на этой роли потрясный по пластике артист). И как ни странно Касандра выглядит гораздо трагичнее Агамемнона в первой части.
Для меня самый мощный эпизод: сцена убийства Клитемнестры, когда она наступает на Ореста, но отступает, практически бежит, скрывается в коридоре. и там свершается. Ореста очень жалко, так его играет молодой парень. очень хочется верить, что голосуют за него не поэтому (сцену суда сделали так, что зрители решают простить Ореста или нет).
а еще в спектакле найден шикарный финал. смерть героя. тем более жуткая, что никем не замеченная.

"Ленинград" - Театр песни (Вроцлав, Польша). Реж. Л.Чуй.
изначальный посыл этого спектакля-концерта не понял. типа песни Ленинграда пели на польском. мужики в ушанках и алкашках прыгают по сцене и поют "ву-ву-ву ленинград ву-ву-ву кропка ком". поют и играют очень хорошо. но реально у Шнура обаятельность и энергетика какие-то свои, а в том, что было на сцене было до хера каких-то стереотипов и банальных приемов. зачем?

"Бригада шлифовальщика Кархана" В.Каня - Новый театр (Лодзь) Реж. Р.Бжик
этот спектакль, конечно, такая культурная фишка поляков. типа первая производственная драма, первый соцреалистический спектакль. и вот его новая обновленная версия. какая-то "остальгия" там даже прозвучала. достаточно бесхитростно и хлестко это было все сделано. показывали это все в "Варштатах культуры", бывших автомастерских, поэтому там это выглядело особенно органично. но я так понимаю, что в хорошем спектакле все должно быть понятно без перевода. а тут главного героя не было видно до самого конца, это вот Кархана. каких-то стариков выгоняли из колектива, делали какой-то 5-летний план - ниче непонятно, что делается короче.
ну и абсолютно по-дурацки был изображен технологический процесс. типа чуваки бегают и ведрами швыряют гайки на пол. они еще сверху сыпятся из желобов. при том, что в спекталке модняво использует телекамера и все такое, он выглядит достаточно убого. и весь эффект оказывается в обстановке.

"Окоянные" В.Гомбровича - Драмтеатр им Е.Шанявского (Валбжих) Реж. К.Гарбачевски
Спектакль сделан с упором на текст, который я не воспринял совсем. т.е. просто рассказывались какие-то истории, из которых понятно было 15%. тенисистки, убийства, что-то там еще. сделано эффектно, хлестко. но как-то сумбурно. первый акт только посмотрел и ушел.

"Парикмахерша" С.Медведева - Театр Практика (Москва) Реж. Р.Маликов
Как ни странно оказался самым светлым и романтичным спектаклем фестиваля. Главным образом из-за Инги Оболдиной, которая очень мила и непосредственна в этой роли. Почему-то вспомнилась "Скользящая Люче" с ее мифологией света. Свет, Кислород - это все про героиню Оболдиной, которая задыхается и увядает во всей этой тьме, в этой картонно-пластмассовой жизни.

"Последний такой отец" А.Палыга - Сцена Прапремьер Ин Витро (Люблин). Реж. Лукаш Витт-Михаловска
Спектакль на самом деле сильный, взял в Польше премии заслуженно. по тематике, по исполнению, по мощным режиссерским вмешательствам. зрителей возят по залу тех же "Варштатов" на таких платформах, выбирая им ракурс на действие. прием вроде бы излишний, т.к. все действие привязано к одному месту. но сам факт, что ты как бы подчиняешься этому всему и привыкаешь к такому насилию над собой - это вводит в ощущение, в атмосферу спектакля.
сильных исполнителей я там не увидел. но игралось все отчаянно, дружно, ансамблево. детально про спектакль сложно говорить, потому что понятно только общая канва. противостояние тоталитарному отцу, выспевание зерен этой самой тоталитароности в сыне.

"Возвращение голодаря" С.Ковалева - РТБД (Минск). Реж. Е.Аверкова
спектакль в состоянии становления. чувствуется режиссерская рука, которая разбавляет суховатый, реалистический стиль драматурга вставками магического, таинственного. но по тому, как организовано действие очень сложно выявить протагониста, о ком собственно спектакль. в заглавии дан Голодарь, в исполнении Сигова он убедительно молчит весь спектакль на авансцене. но по сюжету он больше пассивно влияет на действие, чем совершает что-то сам. а остальные герои в настоящей редакции эффектно существуют на уровне эпизода. персонажи В.Буслаевой и Д.Паршина выстраивают определенное развитие, но выглядят гораздо бледнее, чем тот же Сигов. в итоге спектакль выстроен атмосферно, но определенная история угадывается в нем с трудом. нечто такое лирически-молчаливое. в любом случае, этот спектакль для внутреннего пользования, на фестивале он явно выпадал из программы. хотя в фестивальной газете отозвали о нем достаточно дружелюбно.

"Гоголь. Вечера. Части 1 м 2" - Саундрама (Москва). Реж. В.Панков
На самом деле не жалею, что из-за этого спектакля не посмотрел буто-акцию и еще какое-то польское творение. хотя рассчитывал, что в польше все это будет смотреться поживее, чем в Бресте, но какой-то дурацкий линолеум, узкая сцена, новый звукач - лаж было тоже порядком. если смотреть подряд, выясняется, что вторая часть сделана живее что ли, чем первая. первая более загрузная, трагичная. более распадается на музыкальные куски. вторая проще, легче, смешнее. совсем уже уходит на второй план поколенческий конфликт, который в первой части стоит колом. а главное, видно какое-то развитие материала. очень интересно, чем это все закончится.

"Достоевский-Честертон: Парадоксы преступления или одинокие всадники Апокалипсиса" Клима - Камерный театр (Челябинск). Реж. А.Янковский
Если и было на фестивале какое-то откровение, то именно на этом спектакле. все сделано просто до утомительности, но с этой простотой в тебя вбиваются монологи персонажей достоевского как гвозди. и это неверие, что все может закончится хорошо, это отсуттсвие надежды, без которой не может быть веры, о чем в спектакле говорится напрямую - это все действительно ощущаешь на себе. эти интонации, вроде заунывные, вроде надрывные. они просто не обещают ничего хорошего вот и все.
не могу сказать, что спектакль смотрится на одном дыхании, и бедные поляки героически выстояли просто весь этот напряг. но реально в зале ощущалась энергия.

"Геист" Д.Лоэр - Театр Кана (Щецин) Реж. З.Дучински
Спектакль вполне себе в духе увиденного раньше польского. очень телесный. очень натуральный по оформлению. очень смелый по содержанию. человек мается, вокруг него совершается куча всего плохого. в чем тут история, в чем конфликт, почему он такой, сеет зло вокруг - я не очень понял. мне вот сказали, что нельзя в таком признаться, но я это могу вообще про польский театр повторить: без перевода, я вообще ничего не понимаю, что там у них происходит в этих головах и телах.
после этого спектакля показывали вторую часть вечеров, потом был концерт "Ру_бля". десять спектаклей за четыре дня, из которых 6 очень хорошие - это круто. таких бы фестивалей по-больше.